26 февраля 2014 г. 12:00
Экономика природопользования

 

Задачи курса:

1. Познакомить ребят с основными экологическими проблемами современности,  принципами экологического  и экономического регулирования деятельности организаций, активно использующих природные ресурсы.

2. Обратить внимание слушателей на состояние окружающей среды и имеющиеся экологические проблемах,  повысить популярность и престиж молодой специальности «Инженерная зажита окружающей среды»

Цель курса:

Формирование у слушателей представлений об эффективной эколого-ориентированной профессиональной деятельности и знакомство с основными экономическими инструментами их реализации. Заинтересовать слушателя в поступлении в МАИ на кафедру 202 по специальности «Инженерная защита окружающей среды».

Общее содержание курса:

  1. Введение в экономику природопользования и природоохранной деятельности. Почему возникла необходимость в создании такой специальности, кто был родоначальником экологии. Экология – как экономика природы.  Историческая справка. Устойчивое развитие общества совместно с природой. Принципы устойчивого развития.
  2. Взаимосвязь экономических и экологических проблем.

Как связаны между собой проблемы экологические и экономические. Чего стоит ожидать в ближайшем будущем, если темпы развития производства не будут снижены, а методы и средства производства не будут модернизированы. Как экономический кризис влияет на экологию.

  1. Экологические платежи – что это? Что включают в себя затраты предприятий и государства, идущие на экологизацию производства. Реципиенты – кто они? Прямая и обратная связь между окружающей средой и человеком. Кто страдает от загрязненной окружающей среды, а кто получает выгоду. Вложения предприятий в природоохранную деятельность. Капитальные и текущие затраты. Себестоимость. Прибыль. Ущерб. Штраф.
  2. Экономический механизм природопользования. Экологическая индустрия и финансовая база. Экологическое планирование. Ограничительная система лимитов и платежей за природопользование. Стимулирование рационального природопользования.
  3. Что сколько стоит? Как оценить природные ресурсы, которыми мы пользуемся. Как оценить вред, наносимый выбросами вредных веществ. Плата за сельскохозяйственные земли, за лесное хозяйство, за городские земли. Плата за водопользование. Плата за выбросы загрязняющих веществ  в атмосферу, водные массивы, за размещение отходов. Полигоны и свалки.
  4. Нерациональное природопользование.   Что такое нерациональное природопользование, почему оно существует. Какие виды ущерба наносит нерациональное производство.
  5. За что нужно платить? Кто и сколько должен заплатить за ущерб, наносимый природе. Оценка ущерба, нанесенного окружающей среде, при загрязнении атмосферы, водных ресурсов, почв и земель. Оценка ущерба, нанесенного биоресурсам. Оценка ущерба, связанного с производственным травматизмом и  заболеваемостью.
  6. Рациональное природопользование. Вторичное сырье – что это. Как и кто его может использовать. Виды отходов и их опасность. Способы переработки и захоронение отходов. Основы рационального природопользования.
  7. Предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды на человека. Способы предотвращения и ликвидация последствий обратной связи человека и окружающей среды - воздействия на человека загрязненной окружающей среды.  
  8. Примеры экологических катастроф, произошедших по вине человека. Кратер в пустыне Туркменистана. Каковы причины возникновения этого кратера. Экологические последствия. Какой ущерб нанесен природе и кто за это заплатит.
  9. Аральское море. Куда оно делось и почему. Причины высыхания моря-озера. Что может грозить местным жителям. Экологические и экономические последствия.
  10. Свалка электронных отходов. Откуда она взялась. Кто на этом зарабатывает. Какой вред наносится природе и местным жителям. Что с этим делать.
  11. Мусорный остров в Тихом океане. Как он образовался и по чьей вине. Что с ним делать?

Возможные задания к практическим работам:

1. Рассчитать ущерб, нанесенный природной окружающей среде, при загрязнении водоема/ атмосферного воздуха/ от деградации почвы.

2. Определить какое очистное сооружение наиболее экономически и экологически выгодно.

3. Экологическая катастрофа, что делать с последствиями? На примере экологической катастрофы предложить варианты по снижению последствий аварии и восстановлению окружающей среды.

Средства проведения занятий.

Занятие строится по схеме доклада-презентации с учетом времени на возникающие вопросы и диалог со слушателями, в презентацию могут быть включены видео и фотоматериалы, примеры решения задач и задания для самостоятельной проработки.

angel eyes - ангельские глазки